Home Болезни нервной системы Гипертермический синдром у детей
Болезни нервной системы
PDF Печать E-mail

Гипертермический синдром у детей

Нарушение теплового баланса организма у детей (гипертермический синдром) в виде повышения температуры тела — одно из наиболее частых осложнений, встречающихся в клинической практике.

Причины повышения температуры тела у детей

Повышение температуры тела у человека может наблюдаться в результате следующих факторов:

  1. нарушения теплового баланса у здорового человека в экстремальных термических условиях (перегревание);
  2. патологии периферических механизмов терморегуляции (эндокринные нарушения, приводящие к избыточной теплопродукции; патология мышц — гиперкинезы, судороги, поражения мышц при злокачественной гипертермии, сосудистая патология — недостаточная теплоотдача при спазмах сосудов, нарушение теплоотдачи испарением — ангидроз; нарушения поведенческих реакции терморегуляции — кататония — каталепсия и др.);
  3. центральные нарушения механизмов терморегуляции (наркоз, коматозные состояния, интоксикации и др.);
  4. изменения программы регулирования со сдвигом «установочной точки» (set point) терморегуляции на более высокий уровень — лихорадка.

Гипертермический синдром у детейВ связи с различием механизмов повышения температуры тела в клинической практике в настоящее время выделяют два вида изменений температурного статуса в организме — гипертермические реакции и лихорадочные состояния. Терапевтическая тактика по отношению к этим двум видам повышения температуры тела должна быть разной.

Лихорадочные состояния обусловлены патологическими процессами, так или иначе связанными с воспалением. В патогенезе лихорадочных состояний выделяют несколько основных процессов:

  • бактериальны пирогены (липополисахариды);
  • фагоцитоз с образованием и выделением энлогенных пирогенов (гранулоциты, нейтрофилы, моноциты, эозинофилы и уакрофаги);
  • иммунореактивные процессы, вовлекаемые в воспалительную реакцию;
  • спонтанное выделение эндогенных пирогенов патологически измененными клетками, например при острых лейкозах или гипернефромах.

Лихорадка развивается на фоне ненарушенной функции центров терморегуляции, под влиянием пирогенов, сдвигающих «установочную точку» температуры тела на более высокий уровень вследствие активации механизмов терморегуляции. Для лихорадки характерно регулируемое повышение температуры тела, полностью контролируемое на новом уровне. Лихорадочные состояния — это биологические защитные реакции, имеющие, скорее, положительное значение, включая прямое действие высокой температуры на микроорганизмы и их токсины, а также стимуляцию на клеточном и гуморальном уровне сопротивляемости макроорганизма. При лихорадочных состояниях характерна эффективность жаропонижающих средств: общее охлаждение тела не оказывает действия.

Гипертермические реакции во всех случаях (повышение метаболизма, недостаточность теплоотдачи, патологические нарушения или фармакологические воздействия на механизмы терморегуляции) свидетельствуют о нарушениях теплового баланса вследствие недостаточной эффективности механизмов терморегуляции или срыва их функции. Известно, что у детей механизмы терморегуляции не вполне совершенны, не столь эффективны, как у взрослых. Это и объясняет высокую частоту гипертермических реакций в педиатрической практике. Гипертермическая реакция лишена целесообразности для организма. Резко выраженная гипертермия приводит в организме к чрезмерному усилению обмена веществ, повышению потребности организма в кислороде. Для повышения доставки кислорода тканям компенсаторно увеличивается альвеолярная вентиляция, т. е. возрастает работа дыхательной мускулатуры, повышается нагрузка на миокард. Увеличение минутного объема сердца и альвеолярной вентиляции может оказаться недостаточным, вызывая гипоксию тканей. Возникает повышение тонуса симпатической нервной системы с азоконстрикцией и уменьшением теплоотдачи, что еще больше способствует нарастанию температуры тела. Повышенный обмен веществ в условиях кислородной недостаточности обусловливает накопление в организме больших количеств недоокисленных продуктов; возникает метаболический ацидоз, который угнетает ферментативные системы клеток; нарушаются ионообменные механизмы. Таким образом, гипертермическая реакция у детей с нейроинфекциями резко изменяет гомеостаз, повышает нагрузку на дыхательную макулатуру, миокард, увеличивает интоксикацию организма, снижает приспособительные реакции организма, способствует появлению или усилению отека головного мозга, возникновению судорог. Судорожный синдром еще больше нарушает температурный гомеостаз, увеличивая теплопродукцию.

Лечение гипертермической реакции у детей

Гипертермические реакции у детей, в отличие от лихорадочных состояний, не снимаются жаропонижающими средствами. Единственным путем снижения температуры при гипертермической реакции является общее охлаждение тела. Большинство клиницистов считают, что при любом виде повышения температуры тела недостаточно только лишь измерения температуры; рациональная терапия требует выяснения состояния теплопродукции и теплоотдачи. Так как последние методы в клинической практике не нашли еще широкого применения, то отличить лихорадочное состояние от гипертермическои реакции не всегда представляется возможным. В связи с этим доктору целесообразнее в каждом конкретном случае решать вопрос о начале терапии. Если ребенок сравнительно неплохо переносит температуру до 39—39,5 °С, то ее и не следует сбивать. В случаях появления судорог или другой неврологической симптоматики, даже при более низкой температуре, чем 39 °С, следует начинать терапию. Так как мы не можем точно различить лихорадку от гипертермической реакции, то лечение следует начать с жаропонижающих препаратов. Следует отметить, что подкожное или внутримышечное введение жаропонижающих средств часто при гипертермических синдромах у детей не дает желаемого результата, так как всасываемость препаратов снижена из-за нарушения микроциркуляции при гипертермии.

Если антипиретики неэффективны и состояние ребенка ухудшается, то повышение температуры тела можно расценить как гипертермическую реакцию, и дальнейшие терапевтические мероприятия должны быть направлены одновременно на повышение теплоотдачи и снижение теплопродукции в организме. Увеличить теплоотдачу можно, применив медикаменты, улучшающие микроциркуляцию. В силу того, что при гипертермической реакции, как правило, наблюдается выраженный спазм сосудов, с целью устранения вазоконстрикции и увеличения теплоотдачи можно использовать нитроглицерин под язык (детям до 1 года — 1/4 — 1/3; от 1 года до 3 лет — 1/31/2; старше 3 лет — 1/2 —1 таблетка). Зачастую терапевтический эффект нитроглицерина более выражен, чем у других подобных препаратов, так как нитроглицерин снимает спазм не только артериолярных сфинктеров, но и венулярных. Нередко гипертермический синдром сопровождается психомоторным возбуждением, судорогами, поэтому с целью снижения в этих случаях теплопродукции необходимо вводить седативные, противосудорожные средства. Некоторые антигистаминные средства, обладая и нейроплегическим действием, также могут способствовать снижению температуры тела (димедрол внутривенно).

В тех случаях, когда стойкая гипертермия не устраняется под воздействием вышеуказанной, терапии или когда необходимо быстрее снизить температуру тела, прибегают к физическому охлаждению тела (обдувание вентилятором, обкладывание тела пузырями со льдом, обтирание тела раствором уксуса, эфира, использование специальных шлемов, матрацев, холодные клизмы и т. д.). Однако успех применения любого метода физического охлаждения во многом зависит от достаточности фармакологической блокады нейровегетативных реакций на охлаждение. При недостаточной блокаде реакций на охлаждение (мраморность кожных покровов, гусиная кожа, озноб, мышечная дрожь, учащение пульса и дыхания, повышение артериального давления, снижение почасового диуреза) можно наблюдать обратный эффект — температура тела будет не снижаться, а повышаться. В связи с этим до начала охлаждения ребенку необходимо ввести внутривенно нейроплегические препараты и седативные. С начала охлаждения ребенок нуждается в постоянном наблюдении с целью предотвращения и своевременного купирования нейровегетативных реакций на охлаждение.

Весь комплекс вышеуказанной терапии должен приводиться в сочетании с этиотропным лечением и в большинстве случаев при своевременном и правильном проведении дает желаемые результаты.

Если вам понравилась статья поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:



Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 

Опрос

Как Вы укрепляете иммунитет своего ребенка?
 

Сейчас на сайте

Сейчас 1811 гостей онлайн
Secured by Siteground Web Hosting