Home Расстройства психики у детей Невропатия у детей
Расстройства психики у детей
PDF Печать E-mail

Автор: Administrator   
15.09.2012 14:00

Невропатия у детей

На консультацию привели шестилетнего мальчика, у которого перед засыпанием подергивались мышцы лица. У ребенка был также плохой аппетит, он не переносил жару и духоту, часто покрывался пятнами, был крайне чувствителен к перемене погоды. В грудном возрасте у мальчика беспричинно возникала рвота, поэтому хирурги заподозрили наличие у него врожденного порока желудка и рекомендовали сделать операцию. В раннем детстве мальчик страдал выраженным диатезом.

При опросе родителей ребенка выяснилось, что у многих членов семьи по мужской линии в роду его матери были такие же явления, которые к 8—10 годам обычно проходили, хотя и позже у них отмечалась повышенная чувствительность к температурным колебаниям, плохой аппетит и расстройство сна.

Был поставлен диагноз: невропатия. Ребенку назначили лечение, родителям дали советы по его воспитанию. Спустя 3 года при обследовании мальчика у него уже не обнаруживались вышеописанные расстройства.

Проблемой невропатии занимаются педиатрия, невропатология, физиология, психиатрия. На каждом этапе изучения этой патологии в понятие невропатии вкладывалось различное содержание. Исследовательская мысль шла от нечеткого, расплывчатого понимания к более узкому, конкретному. В настоящее время к типичным проявлениям невропатии относят расстройства суточного ритма сна, питания и других физиологических отправлений, беспричинные колебания температуры тела, склонность к диатезам, рвоте, кожным высыпаниям, подергиванию мышц и т. д. Классик советской детской психиатрии Г. Е. Сухарева (1891 —1981) выделяла два основных варианта невропатии — астенический и возбудимый. Грудные дети с первым вариантом невропатии тихие, вялые, со сниженным жизненным тонусом, у них плохо развиты некоторые инстинкты и рефлексы (например, будучи голодными, могут не просить еды, часами молча лежать на мокрых пеленках, иногда не спать сутками и т. д.). Такие дети обращают на себя внимание каким-то особым беспокойством. Дети с возбудимым вариантом невропатии, наоборот, крикливы, капризны, шумны, могут часами кричать (особенно по ночам), у них резко преобладают процессы возбуждения.

Иногда я встречаю на улице одного из моих бывших пациентов и мгновенно переношусь в то далекое время, когда мне приходилось его лечить. С раннего детства у мальчика были свойства, которые, как теперь читатель знает, относятся к возбудимому варианту невропатии. Рос он крайне капризным. В двухлетнем возрасте чего-то ему захотелось, но мать не исполнила требование сына: он упал, забился в дерганиях, крике, посинел, стал задыхаться. Мать вызвала меня. Пока я добирался до дома пациента, это состояние у него прекратилось. Потом оно много раз возобновлялось после неудовлетворения его просьб, капризов. Подобные состояния, часто возникающие на фоне невропатии, называются аффект-респираторными приступами. Они со временем проходят сами по себе, но характер человека становится все более невыносимым. Если же лечить больного, то аффект-респираторные приступы пройдут, и характер не пострадает.

Как лечить — на этот вопрос в каждом конкретном случае даст ответ лечащий врач: единого ответа тут не бывает. Следует помнить, что аффект-респираторные припадки — не такое уж безобидное расстройство. О том, что во время такого приступа больные умирали, я не слышал, но вполне допускаю, что такое возможно.

Сейчас подростку 14 лет, ему и в голову не приходит, как часто и сильно волновались по поводу его здоровья близкие, когда он был совсем маленький. А причиной была невропатия, способствовавшая аффект-респираторным приступам. Кто видел эти приступы, не забудет их никогда. Особенно пугаются матери, и это естественно. Но несмотря на это, именно матерям, которые чаще всего бывают с детьми, в данный момент нужно взять себя в руки и быстро ввести ребенку успокаивающие препараты, дать нашатырный спирт, побрызгать его холодной водой, взять на руки...

В XIX в.синонимом невропатии считали детскую нервность, но это неверно. Нервность — это не столько клиническое, сколько литературное понятие, не дифференцированное, требующее в каждом случае конкретизации. Нервность всегда несет на себе существенный отпечаток той болезни, симптомом которой является. Невропатия — самостоятельное нарушение состояния организма, для которого типична специфическая нервность. Таким образом, у всех невропатов определяется детская нервность, но не у всех нервных детей имеется невропатия.

Раньше невропатию считали «привилегией» детей аристократов и артистов; сейчас, понятно, никто так не думает.

Мы выделяем два основных типа невропатических расстройств.

Невропатия конституционального происхождения, обусловленная наследственными особенностями ребенка, проявляется с раннего детства и с годами сама по себе проходит. Однако степень и темп ее исчезновения различны.

Невропатоподобные нарушения, лишь внешне похожие на истинную невропатию, чаще всего связаны с органическим повреждением центральной нервной системы.

Невропатия — негрубая аномалия, которая с годами полностью исчезает. Но она способствует возникновению других нарушений — в этом ее основной вред.

Детей-невропатов лечат педиатры, невропатологи и психиатры — в зависимости от того, к какому врачу обратились родители. Лечение направлено на успокоение и укрепление нервной системы. При этом назначают препараты брома, валерианы, лекарства общеуспокаивающего действия. Рекомендуются также препараты, снижающие мышечную возбудимость (в том числе кальция хлорид). Необходимо нормализовать суточный режим. Большую пользу приносят водные процедуры и рациональное питание.

При лечении невропатии родители и врачи должны запастись терпением. У большинства детей признаки невропатии бесследно исчезают и безо всякого вмешательства медиков. В будущем невропатия у них может дать о себе знать, вплетаясь в картину уже иных психоневрологических аномалий. Если ребенок невропат, то у него повышена вероятность психоневрологических расстройств, поэтому к такому ребенку следует относиться особенно внимательно.

У девочки до пятилетнего возраста отмечалась невропатия астенического типа. Потом она прошла. Казалось, все обошлось. Однако, когда девочку стали усиленно готовить к школе, забыв о чувстве меры, у нее проявились более серьезные расстройства (в том числе и рвота по утрам), в происхождении которых значительную роль сыграла перенесенная в прошлом невропатия. Ясно, что невротическая рвота не была следствием давно минувшей невропатии, она возникла из-за психогенных переживаний, но проходила по «проторенному», привычному пути. А толчком к этому послужили неправильные воспитательные меры.

На второй день учебы в первом классе у девочки возникла рвота по утрам. Это состояние у нее длилось

в течение 2 лет. Просыпалась в нормальном самочувствии, но при мысли, что надо идти в школу, у нее возникала рвота. Девочка с трудом завтракала, а чаще всего ничего не ела. Когда не надо было идти в школу, рвоты не было.

Мать привела девочку на консультацию и просила «гипнозом ликвидировать рвоту». Но задача психиатра — вначале выяснить причину состояния ребенка. Ведь нельзя лечить, не поставив точно диагноз. Врач не должен идти на поводу у родителей. Он сам выбирает тактику лечения, основываясь на показаниях.

Каковы же внутренние механизмы появления утренней рвоты у пациентки? Девочку обследовало множество педиатров, и они не находили у нее никаких отклонений. Значит, рвота связана не с органическим поражением пищеварительного канала или головного мозга, а с причинами, относящимися к компетенции детского психиатра. Помимо того что у девочки до 4—5 лет были невропатическая рвота, диатез, расстройство сна, она с раннего детства отличалась чрезмерной впечатлительностью, тревожностью, мнительностью. Правда, такие черты характера были и у матери, но у нее они не достигали заметной степени. Девочка быстро уставала, легко утомлялась от умеренных занятий. В 6 лет пошла в подготовительный класс. Учительница, которая с ней занималась, привязалась к девочке, и та, в свою очередь, ее очень полюбила. Когда на первом же уроке в первом классе учительница объявила, что она передает класс другой учительнице, наша будущая пациентка, отличавшаяся «консерватизмом» (уж если привяжется к кому-то, долго его не забудет), восприняла это известие как катастрофу: ей расхотелось ходить в школу и учиться у другого педагога. На следующий день, когда надо было собираться в школу, у девочки открылась рвота Потом рвота зафиксировалась по типу условного рефлекса; с нее начинался любой день, когда девочка собиралась в школу.

Училась пациентка хорошо, но не потому, что была сообразительна или очень способна, а главным образом благодаря прилежанию, добросовестности. Долго сидела за приготовлением уроков, по многу раз проверяла, правильно ли выполнены задания. В классе ее не очень любили, так как она была болезненно справедлива, всем делала замечания, очень легко обижалась, была чрезмерно чувствительной к чужой грубости и резкости. «Никто не мог заранее знать, что обидит ее, а что нет»,— утверждала мать пациентки. Но больше всего расстраивала родителей склонность девочки к сомнениям. Та буквально изводила всех, требуя подтверждения правильности своих и чужих слов и поступков. «Ты уверена, что так правильно?» — без конца обращалась дочь к матери. К детям тянулась, но предпочитала играть с младшими — те ее больше слушались, чем ровесники.

Мать видела причину болезненного состояния дочери в том, что в свое время слишком решительно внушала ей долг учиться хорошо, любить педагогов, не совершать плохих поступков. Девочка рьяно исполняла все, что внушали ей родители. Во втором классе родители поняли свою ошибку, стали осторожно намекать дочери, что незачем быть такой прямолинейной, слишком обязательной, но было уже поздно: все эти достойные черты у девочки были чрезмерны, они создали у нее душевную дисгармонию. Была диагностирована невротическая рвота, характерная для тревожно-мнительной личности. Назначено длительное комплексное лечение, включавшее прием лекарств, самовнушение и главное — воспитательные меры. Со временем рвота прекратилась, а тревожно-мнительные свойства характера хотя и уменьшились, но все-таки в 9 лет (через 2 года) еще сохранялись.

Нет, не такое уж безобидное расстройство — невропатия. Его надо активно устранять, физически и духовно закаляя ребенка.

Если вам понравилась статья поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:



Комментарии
Добавить новый Поиск
Елена  - невропатия у ребенка 3 года   |188.123.242.xxx |2014-10-16 23:43:57
Вопрос : Как устранять у кого устранять?Невропатолог выписала глицин такое впечатление
что после него и бывает такой приступ...
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 

Опрос

Как Вы укрепляете иммунитет своего ребенка?
 

Сейчас на сайте

Сейчас 4252 гостей онлайн
Secured by Siteground Web Hosting