Home Расстройства психики у детей Пониженная и повышенная активность у ребенка
Расстройства психики у детей
PDF Печать E-mail

Автор: Administrator   
08.09.2012 14:09

Пониженная и повышенная активность у ребенка

Родители одного мальчика и воспитатели детского сада, который он посещал, были обеспокоены его вялостью, заторможенностью, безразличием ко всему, даже к еде. Ребенок никогда не просил есть; если другие дети его задирали, он будто не замечал ни толчков, ни обидных слов.

Казалось, что мальчик был равнодушен ко всему на свете. Но однажды выяснилось, что он не такой уж «толстокожий»: когда на его глазах дети случайно раздавили майского жука, мальчик искренне переживал это, плакал, грозился отомстить за смерть жука. Интеллектуально был даже выше своих сверстников: много знал, умел складывать буквы, прекрасно ориентировался в марках различных машин. Бабушка мальчика считала, что внук полностью повторяет своего отца: тот в детство тоже отличался такими же странностями — был не по годам развит, но в практической жизни разбирался плохо, у него также был нарушен контакт с детьми. Потом, с годами, изменился, стал известным математиком, преуспевал в жизни.

Проконсультировавший ребенка детский психиатр обнаружил особое свойство его конституции, называемое аутизмом (погруженность в свои переживания). Малая двигательная и эмоциональная активность вытекала из этих черт характера. Врач посоветовал родителям больше и деликатнее вовлекать ребенка в игры, приучать его к общению, активнее заниматься с ним физкультурой.

Бывают и иные варианты пониженной активности. Например, у детей, много и сильно болевших диспепсией и другими хроническими или острыми заболеваниями пищеварительного канала, нередко появляется чрезмерная пассивность, они малоподвижны, вялы, ничем не интересуются, производят впечатление детей, погруженных в свои переживания. Такие дети нуждаются в проведении стимулирующего и общеукрепляющего лечения. Поэтому от родителей в первую очередь зависит раннее выявление аутистических (их иногда именуют шизоидными) расстройств. Конечно, отцы и матери диагнозы не ставят, но они должны обратить внимание медицинских работников на нарушенную активность ребенка и затем — после консультации — строго выполнять лечебно-педагогические советы медиков.

Однако как бы часто ни встречались дети с пониженной активностью, несравненно чаще встречаются чрезмерно расторможенные, суетливые, непоседливые, драчливые, даже агрессивные дети. С ними куда тяжелее справляться, чем с малоподвижными детьми. У них чаще, чем у малоподвижных, случается недержание мочи. Причинами сильной расторможенности бывают физиологические (возрастные) и болезненные факторы. Ребенок должен быть подвижным (только все хорошо в меру). В трех-семилетнем возрасте у детей преобладает двигательный уровень реагирования, поэтому им трудно управлять собой. Если ребенок заболевает,"болезнь в первую очередь заостряет то, что заложено в возрастных особенностях организма. Отсюда столь частая расторможенность детей — как физиологическая, так и патологическая.

Однако прежде чем продолжить рассказ о патологических (или близких к ним) формах нарушений двигательной сферы, хотим предупредить родителей: не ищите в каждом случае непослушания своих детей, их беготне и драках, их непоседливости патологию. Сколько раз нам приходилось сталкиваться с тем, что родители приводили на прием совершенно здоровых детей потому, что эти дети были с точки зрения родителей слишком подвижны.

Как мы уже говорили, ребенок должен, обязан много двигаться, на то он и ребенок. Если ему не позволять двигаться, наступит гиподинамия, порой с драматическими последствиями, fie перекладывайте, родители, на медиков решение проблем, которыми, кроме вас, никто заниматься не должен. Ребенок задает вопросы, ищет ответы на них, все исследует, много двигается и требует от родителей внимания к себе, а родителям недосуг или они устали от работы. От вечно усталой матери, часами стоящей в очередях за продуктами или в химчистку, педагогического такта и здравомыслия в воспитании ребенка ждать трудно. И все-таки проблемы по воспитанию детей должны решать сами родители, врачи-психиатры прямого отношеня к таким проблемам не имеют. Другое дело — патологические формы нарушений активности, в том числе и синдром двигательной расторможенности.

Болезненно протекавшая беременность, ненормальные роды, частые болезни в первые годы жизни ребенка резко усиливают двигательную активность. Ребенок порой становится неуправляемым, Тем не менее не следует впадать н панику: у подавляющего большинства детей это расстройство проходит само по себе. Однако нужно помнить, чго если синдром двигательной расторможенности вовремя не вылечить, то, когда ребенок пойдет в школу, он не сможет нормально учиться. Вместо того чтобы сосредоточиться, слушать учителя, спокойно вести себя на уроках и переменах, он будет вскакивать из-за парты, вскрикивать, шуметь, нарушать дисциплину, носиться по коридорам. Следовательно задача заключается в том, чтобы поскорее начать лечить такого ребенка, а для этого необходимо своевременно и правильно распознать расстройство. Тут большая ответственность стоит перед родителями: вовремя обратить внимание медиков на особенности поведения сына или дочери, а затем пунктуально выполнять все рекомендации врачей.

Двигательная расторможенность порой бывает столь выраженной, что ребенок хаотически носится безо всякой внятной цели и смысла, совершенно не поддается никаким уговорам. Такое поведение иногда сопровождается грубостью, злобностью, жестокостью, садистическими свойствами. Тогда диагностируют более грубое расстройство, называемое психопатоподобным синдромом. Оно нуждается в длительном медикаментозном лечении. С годами такие больные полностью выправляются, хотя в свое время многие из них не могут находиться в детском саду и школе из-за неуправляемости или опасности их для окружающих.

В 1930 г. была описана болезнь Крамера—Поллнова, редко встречающаяся и не всегда своевременно диагностируемая. Начинается это тяжелое заболевание в трех-четырехлетнем возрасте. На фоне высокой температуры появляются судорожные припадки, сочетающиеся с резким двигательным возбуждением: больные носятся по помещению, у них появляются тики, речевое возбуждение, гнев, раздражительность. Такие явления наблюдаются приблизительно до 6 лет. Затем болезнь становится менее выраженной, а к 7—8 годам проходит (?), хотя у некоторых пациентов потом заметно снижается интеллект, а иногда бывают и редкие припадки с потерей сознания и судорогами в разных группах мышц.

И все же чаще всего чрезмерная подвижность детей связана с дефектами воспитания. Когда родители не культивируют в ребенке послушание и дисциплинированность, дети делают все, что им заблагорассудится. Воспитательные меры нужны не только в тех случаях, когда речь идет о физиологической двигательной активности, но и тогда, когда у больного имеет место какое-то нарушение функции центральной нервной системы. Родители должны запастись терпением и разумно, спокойно, деликатно формировать в ребенке дисциплинированность. Тут важно «не перегнуть палку» — ведь порой родители требуют от ребенка послушания в очень обидной и грубой форме. От этого у детей появляются реакции протеста: они начинают еще хуже себя вести или в знак протеста замолкают, отказываются от еды, убегают из дома, детского сада или из школы, постоянно плачут. Во всем необходима мера. Если она будет соблюдена, то ребенок вырастет гармоничным в эмоциональном отношении.

Редкий человек не обращал внимание на ненормальное поведение мальчика, который беспрерывно бегает, кричит, дерется, за все хватается, ни минуты не находится в покое. Причин этого много. Во второй половине беременности мать болела пневмонией, принимала антибиотики. Или же тяжело протекали роды, пришлось накладывать щипцы, стимулировать их и т. д.

Ребенок родился без асфиксии, рос и развивался своевременно. Все было бы хорошо, если бы он не был таким подвижным и неуправляемым. Ночью мальчик перестал мочиться с двухлетнего возраста, однако днем по нескольку раз мочится в белье. Воспитатели (ребенок находился в детском саду) считали, что он оправлялся в белье потому, что ему недосуг сходить в туалет, так как он все свое время тратит на беготню, драки, игры. Особенно были выражены эти явления, когда мальчику было 5—7 лет: он бездумно и безудержно давал волю своей активности, его ничто не могло сдержать. Параллельно с этим участилось дневное недержание мочи.

Мы назначили пациенту сонапакс (меллерил), чем немало удивили родителей: они привели сына консультировать в связи с недержанием мочи, врач же принялся коррегировать его поведение, к которому родители в общем уже привыкли. Однако через несколько дней родителям стало ясно, что, ликвидировав чрезмерную подвижность ребенка, сделав его несравненно более спокойным, внимательным, сдержанным, мы тем самым уменьшили и его дневное недержание мочи, а потом и вовсе ликвидировали его постоянным напоминанием следить за собой, немедленно идти в туалет после возникновения позыва к мочеиспусканию.

Недержание мочи встречается у некоторых умственно неполноценных людей. Сам по себе распад психики либо ее резкое недоразвитие проявляется в том, что легко разрушается или просто-напросто не вырабатывается сознательная, а потом и автоматизированная система регуляции позыва к мочеиспусканию. Чем младше пациент, тем чаще болезни у него протекают с расстройством речи, мочевыделения и некоторыми иными нарушениями; чем он старше, тем выносливее, сильнее организм, тем устойчивее, его функции, тем реже отмечается их поломка.

Если вам понравилась статья поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:



Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 

Опрос

Как Вы укрепляете иммунитет своего ребенка?
 

Сейчас на сайте

Сейчас 4719 гостей онлайн
Secured by Siteground Web Hosting