Home Психология ребенка Гиперактивность у детей (синдром гиперактивности)
Психология ребенка
PDF Печать E-mail

Автор: Administrator   
13.12.2014 18:56

Гиперактивность у детей (синдром гиперактивности)

Между тем «мода» на диагностику подобного рода и лекарственная терапия проблем вполне нормального поведения весьма рискованны. Когда ребенок чересчур подвижен, выглядит непоседливым или неуравновешенным психически, родители обычно задаются вопросом, а нет ли тут синдрома гиперактивности. Эта патология чрезвычайно популярна в Соединенных Штатах, где в таких случаях немедленно прописывают лекарства.

Главные характеристики гиперкинетических расстройств поведения — недостаточная настойчивость в деятельности, требующей умственных усилий, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, и плохо организованная, слабо регулируемая чрезмерная активность.

За некоторыми видами расстройства поведения, называемыми гиперкинетическими, стоит настоящая болезнь и такое поведение может быть, например, симптомом депрессии или нарушения личности, на которые и следует обратить внимание. Очень часто депрессия у ребенка характеризуется непоседливостью, нестабильностью поведения и маскирующей депрессивный аспект легкой возбудимостью.

Нарушения личности — системные нарушения поведения (прежде всего социального), характерные для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга.

Американские психиатры ассоциируют гиперактивность с трудностями концентрации. Речь здесь идет о недостатке внимания, сопровождающемся или не сопровождающемся гиперактивностью, или синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно — СДВГ).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (англ. Attention- Deficit/Hyperactivity Disorder, или ADHD) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте и проявляющееся в таких симптомах, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Гиперактивный ребенокПоскольку многим детям не удается сосредоточиться на занятиях, большую часть трудностей с обучением немедленно приписывают гиперактивности и тут же назначают лекарства. Именно этим объясняется успех подобной диагностики.У некоторых детей может проявляться лишь один из симптомов заболевания: гиперактивность без трудностей концентрации внимания или проблемы с концентрацией внимания без гиперактивности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Лактозная недостаточность у новорожденных

Тем не менее надо знать, что лекарственная терапия показана только детям старше шести лет. Эффект от лекарств может оказаться заметен почти сразу, но продлится улучшение недолго. К тому же назначение лекарств в этих случаях требует, чтобы мы кое о чем родителей предупредили:

  • чрезвычайно важно определить, о чем говорит то или иное нарушение поведения, а на это нужно время;
  • подход к проблемам ребенка должен быть системным, и никогда не следует на этом экономить.

Ребенок очень подвижен, но гиперактивность ли это? Потребность в движении есть у каждого ребенка. Некоторые более «заводные», другие — менее, но все доверчиво исследуют окружающий мир, трогая всё подряд. Поскольку такое поведение может быть связано с повышенным риском и способно провоцировать других ребятишек, необходимо постоянно за малышом присматривать. Это не гиперактивность, но нужно проследить за тем, чтобы период исследования пределов допустимого не слишком затянулся.

Когда ребенок идет в детский сад, нужно обратить внимание на его способность адаптироваться в коллективе. Пока дети полностью не приспособятся к новой обстановке, они могут демонстрировать нестабильность. Иными словами, нестабильность в таких случаях — временная.После трех лет ребенок начинает постепенно понимать, как он устроен, и с этого возраста малыш уже способен контролировать некоторые свои действия. Во всяком случае — должен быть способен.

Если «гиперактивному», как вы считаете, ребенку три-четыре года, важно попытаться понять, что мешает ему вовремя остановиться.

Важно не навешивать ярлыков чересчур поспешно, потому что в детстве обыкновение идентифицировать себя с образом, который тебе приписывают, встречается особенно часто.

Поставить диагноз «гиперактивность» можно только тогда, когда ребенок в движении постоянно (дома, в группе, на улице, у врача...), когда это мешает ему завязывать отношения и приобретать знания. Подобное поведение не только изматывает самого ребенка и его родителей, но отражается на динамике семьи.

Динамика семьи — это изменение ее структуры и функций в зависимости от этапов жизнедеятельности.

Не следует смешивать гиперактивность с провокативным поведением и/или с непослушанием. Гиперактивному ребенку не удается управлять своим поведением, и он говорит: «Я не нарочно!»

Провокативное поведение, или антиповедение, связано с сознательным нарушением табу, правил и норм поведения, как социальных, так и моральных, этических.
  • Когда вы поставите перед собой эти вопросы, может статься, и сами найдете ответы хотя бы на некоторые из них.
  • Однако прежде чем вести сына или дочку к детскому психиатру, задайте себе следующие вопросы: что ребенку дает его излишняя, с вашей точки зрения, подвижность? тревожен ли он, депрессивен ли он? старается ли он противостоять тягостным переживаниям? всегда ли он так себя вел или подобное поведение можно считать реакцией на определенные недавние события? старается ли он привлечь к себе внимание?
  • Если подобная неуправляемость мешает малышу адаптироваться в детском саду, мешает ему чему бы то ни было научиться и мешает семье нормально жить, вы можете показать его врачу.

Как помочь гиперактивному ребенку?

В подавляющем большинстве случаев до шести лет можно обойтись без лекарств. В этот период предпочтительно воздействовать на среду обитания ребенка, отмечая факторы, которые улучшают его поведение. Такая информация позволит задуматься всем членам семьи.

Часто случается, что профессиональная деятельность родителей поглощает их, занимает все их время, делает их менее доступными для ребенка. Бывает, что профессиональная деятельность родителей отражается на жизни всей семьи: на детей кричат, их постоянно торопят, им приходится бежать, чтобы наверстать потерянное время, и так далее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На языке ребенка белый налет: насколько это опасно?

Такое поведение родителей влияет на ребенка, он плохо переносит свою «ненужность», «заброшенность», а иногда бессознательно подражает поведению своих родителей, идентифицируя себя с ними. Стало быть, всей семье необходимо хотя бы раз в день остановиться и подумать о приоритетах.

  • Ребенок, считающийся гиперактивным, страдает от своего состояния: реакции, с которыми он встречается, чаще всего связаны с тем, что окружающие устали и не способны сдержаться: они нервничают и кричат.
  • Внимательно следите за тем, какова ваша реакция, и старайтесь ее не обесценивать.
  • Крик, угрозы и наказания ни к чему хорошему не приводят, куда лучше попросить ребенка: «Поиграй-ка немножко в своей комнате» — и дать тем самым каждому в семье прийти в себя.
  • Избегайте для вашего ребенка ситуаций, которые могли бы благоприятствовать взрыву, и следите, чтобы он не играл с шумными и непоседливыми детьми.

Как помочь ребенку успокоиться

  • Ограничивайте время, которое малыш проводит перед телевизором, потенциальным источником гиперактивности.
  • Чередуйте виды деятельности ребенка: он нуждается как в физической активности, чтобы дать выход энергии, разрядиться, так и в тихих играх, чтобы научиться сосредоточенности.
  • Предлагайте ему по преимуществу занятия, отнимающие немного времени, и те, которые он может осуществлять сам, в одиночку.
  • Не давайте сыну или дочке больше одного задания за раз, повторяйте задание, если нужно, чтобы ребенок мог хорошо его усвоить, — в этом залог успеха и обретения веры в себя.

Занимаясь с малышами до трех лет:

  • чередуйте подвижные игры с занятиями счетом; пением, сопровождающимся жестикуляцией («давай покажем, о чем песенка» ); спокойным времяпровождением (музыка, купание, работа с мозаикой или подбор штырьков к отверстиям) и так далее.

Начиная с трех-четырех лет:

  • вы можете чередовать, например, игры в мяч (физическая активность) с собиранием пазлов (спокойное занятие);
  • чтобы ребенок не расстраивался, если не удастся сложить пазл, начните складывать сами и оставьте ему лишь несколько последних кусочков;
  • примеряйтесь к возможностям малыша: начинайте с легких заданий, очень-очень постепенно наращивая сложность.
Начиная с четырех-пяти лет:
  • кроме тех видов деятельности, о которых говорилось выше, можно уже предлагать ребенку игры на развитие памяти — это поможет малышу не только лучше запоминать, но и учиться концентрировать внимание. Только не забывайте следить за тем, чтобы ему не пришлось в самом начале запоминать слишком много.

С пяти-шести лет:

  • вы можете к тихим занятиям добавить сборку несложных конструкторов, или игры, в которых нужно искать «улики» либо персонажей из книжек типа «Куда девался Симба?»

Когда следует прописывать лекарства?

Гиперактивность у детейВопрос о лекарствах встает тогда, когда возбудимость ребенка мешает его социальной адаптации, особенно в детском коллективе, когда непоседливость и агрессивность приводят к его изоляции или когда у него наблюдаются проявления агрессии, направленной на себя самого.

В подобных случаях лекарственная терапия может оказаться весьма полезной, но, с другой стороны, у детей, которых пичкают лекарствами, довольно часто появляются сопутствующие заболевания с другими проблемами, не связанными с гиперактивностью.

Для лечения СДВГ применяются препараты с разными названиями (например, риталин, концерта или квасим), но с одним действующим веществом — метамфетамином.

Риталин, как и квасим, из оборота лекарственных средств в России и многих других странах изъят, а препарат «концерта» считается у нас пригодным не для всех детей с СДВГ, так что решение о его использовании должно основываться на тщательной оценке тяжести симптомов у конкретного ребенка. Сотрудники Американского национального института установили, что к препаратам на основе метамфетамина наблюдается привыкание, а риталин, в частности, приводит к таким изменениям клеток мозга, какие наблюдаются у наркоманов, употребляющих кокаин, — в России это лекарство прозвали детским кокаином.

Лечение данными препаратами нельзя назначать детям до шести лет, а само назначение делается только после тщательного обследования ребенка. Рецепт выписывает педиатр, детский психиатр или нейропедиатр на особом бланке.

Нейропедиатры занимаются аномалиями психомоторного развития и когнитивными дисфункциями, то есть проблемами с обучением.

Терапия препаратами на основе метамфетамина связана с риском, требует постоянного наблюдения, особенно — за сном  ребенка и его ростом. Кроме того, это лечение может вызвать появление тиков или усилить их, если они уже есть.

В том случае, когда эти лекарства оказываются вредными или бесполезными, специалисты прописывают другие, направленные специально не на борьбу с гиперактивностью, а на решение проблем поведения и тревожности у детей.

  • Если гиперактивность ребенка становится для вас невыносимой, обращайтесь к врачу, но не ждите, что медикаментозная терапия будет единственно возможным ответом.
  • Иногда используется психотерапия в небольших группах, и это помогает детям осознать свое поведение и попробовать его улучшить.
  • Первостепенное значение имеет тренировка психомоторных функций и использование игр, которые помогают ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности и учат его контролировать свои импульсивные действия. Иногда прибегают к релаксации.
  • Чаще всего ребенку можно помочь еще до того, как будет поставлен окончательный диагноз.

Если вам понравилась статья поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:



Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Обновлено 13.12.2014 20:33
 

Опрос

Как Вы укрепляете иммунитет своего ребенка?
 

Сейчас на сайте

Сейчас 4190 гостей онлайн
Secured by Siteground Web Hosting