Home Статьи Лечебная физкультура для детей
Статьи
PDF Печать E-mail

Автор: Administrator   
02.04.2013 20:29

Лечебная физкультура для детей

Лечебная физкультура для детей направленна на восстановление и нормализацию двигательных функций. Физические упражнения лечебной физкультуры применяются в виде пассивных и активных упражнений и во всех случаях должны служить воспитанию у больных мышечного чувства, ощущению состояния мышц

и тем самым способствовать становлению движений и самостоятельному воспроизведению напряжения, расслабления мышц, состояния покоя.

Лечебная физкультура для детейУпражнения общеукрепляющего характера направлены на улучшение работоспособности двигательного аппарата, включают тренировку правильного дыхания и нормализацию осанки. Упражнения для обучения жизненно необходимым и прикладным навыкам должны рассматриваться как одно из главных средств социальной адаптации, с широким диапазоном, в зависимости от возможностей больного, начиная с обучения стоянию и ходьбе до подготовки к участию в спортивных играх. Целесообразно применение автогенной тренировки, особенно при обучении торможению гиперкинезов.

Упражнения в теплой воде используются как средство увеличения подвижности отдельных частей тела в облегченных условиях. Для восстановления мелких движений кисти и пальцев и улучшения стереогноза упражнения в теплой воде могут проводиться в глубоком тазике с захватом разных по форме игрушек, лежащих на дне, с использованием резиновой груши для набора воды и сбивания сильной струей плавающей игрушки или бумажного кораблика и пр. Упражнения для восстановления движений в суставах ног проводятся в ванне, а тренировка ходьбы может быть осуществлена в неглубокой воде в бассейне. Игры как средство воспитания коллективных действий и нормализации поведения широко используются в занятиях, начиная от несложных индивидуальных игровых заданий до проведения командных игр. Специальные упражнения на улучшение координации движений включают разнообразные варианты упражнений на равновесие, с предметами, на точность мелких движений, ритмические упражнения и пр. На первом этапе реабилитации при всех формах заболевания важно сохранить сугубо индивидуальный подход к больному, включающий ряд положений. При наличии двигательных нарушений важно выяснить их особенности: состояние тонуса мышц, отсутствие или наличие активных движений в суставах, используя при этом предложенную ранее 5-балльную систему оценки, применявшуюся при полиомиелите:

  • отсутствие движений — 0;
  • если мышца сокращается, но не производит движения — 1;
  • движение не по полной амплитуде — 2;
  • полное движение, но не выдерживает сопротивления — 3;
  • движение с преодолением веса — 4.

Даже такая условная оценка может обеспечить достаточно объективный подход к выбору приемов массажа на отдельные группы мышц и физических упражнений.

Индивидуальный подход к ребенку при занятиях лечебной физкультурой

Индивидуальный подход включает также постоянный учет общего состояния больного ребенка, его настроенность. В обращении к заболевшему тон, слова, весь арсенал воспитательных средств должны вызывать у него желание заниматься, бодрость, надежду на успех. Необходимо также строго индивидуально учитывать во время занятий эмоциональную и физическую нагрузку, не вызывая переутомления, подсчитывая пульс и дыхание до и после занятий.

Разрешение садиться и вставать больному ребенку дает лечащий врач, и в соответствии с этим меняется комплекс упражнений.

Для нормализации двигательных нарушений применяются избирательно приемы общего и точечного массажа; физические упражнения в основном выполняются в облегченных условиях, уделяя большое внимание постановке дыхания; кроме движений по суставам, даются гимнастические упражнения.

На протяжении первого этапа, примерно через 10 дней, рекомендуется проводить краткую проверку функционального состояния пораженные мышц, результаты которой используются для внесения соответствующих исправлений в применяемые приемы массажа и упражнения. Желательно, чтобы на первом этапе реабилитации массаж и физические упражнения проводил бы один и тот же специалист, что обеспечивало бы согласованное их осуществление и большую ответственность этого специалиста. Важное значение, особенно при тенденциях к образованию контрактур и деформаций, принадлежат ортопедической профилактике. В этих случаях необходимо после массажа и занятий фиксировать конечность в среднем положении.

Опыт показал, что для наибольшей конкретизации восстановительного лечения на 2-м этапе реабилитации необходимо выделение 3 групп больных.

В 1-ю группу включаются дети, в основном перенесшие полиомиелит, разные формы энцефалита и менингита, полирадикулоневрит с тяжелыми двигательными нарушениями, самостоятельно не передвигающиеся и полностью себя не обслуживающие. Тяжелые двигательные дефекты в ряде случаев сочетаются с нарушениями интеллекта, речи, проявлениями особенностей поведения. Для этой группы больных назначается лечебно-охранительный реабилитационный режим с преобладанием периодов отдыха над периодами нагрузки. Основной задачей ЛФК является укрепление здоровья и возможное восстановление движений, а в ряде случаев — формирование компенсаторных приспособлений.

Индивидуальные занятия, так же как и утренняя гимнастика, являются основными формами организации ЛФК. Физические упражнения сочетаются с избирательным массажем, физиотерапевтическими процедурами, иглоукалыванием, а при необходимости — и с речевой коррекцией. При проведении физических упражнений рекомендуется соблюдать с помощью исходных положений облегченные условия для действия ослабленных мышц, а при наличии спастичности или гиперкинезов чаще включать упражнения на расслабление и чередовать нагрузку мышц различных частей тела. Если в эту группу включаются дети с давностью заболевания свыше 1 года, то желательно обращать внимание на выработку компенсаторных приспособлений, особенно если имеется необходимость обучения ходьбе и ручным действиям. Практически в этих случаях возникает задача приспособления больного к самостоятельным действиям в окружающей среде. Наряду с овладением трудовыми навыками для пользующихся костылями больных рекомендуется тренировка ходьбы с препятствиями в виде передвижения по разному грунту, перехода канавы по мостику, перелезания через бревно, перешагивания, перенос разных предметов, а также использование специальных макетов входа и выхода в различные виды транспорта (автобус, троллейбус и пр.). При наличии бассейна желательны индивидуальные занятия гимнастикой в воде, упражнения на обучение ходьбе, манипуляциям, постановке дыхания. При отсутствии бассейна занятия проводятся в ванне по сокращенной программе.

Ко 2-й группе относятся дети с более легкими последствиями тех же заболеваний в виде локальных двигательных нарушений, самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя. Так же, как и в 1-й группе, могут быть различные сочетания с нарушениями других систем организма. Основными задачами лечебной физической культуры являются возможная коррекция имеющейся патологии движений и всесторонняя подготовка больных к включению в повседневные жизненные условия в плане лечебно-активирующего реабилитационного режима.

Основные формы организации лечебной физкультуры у детей

Основными формами организации являются как групповые, так и индивидуальные занятия и утренняя гимнастика. Индивидуальные занятия проводятся в сочетании с различными методиками рефлексотерапии, добиваясь восстановления основ координации движений. Рекомендуются занятия в теплой воде в ванне или в бассейне со специальными приспособлениями (круги, доски, гамачки, приспособления из пенопласта на шапочку, «браслеты» на конечности), поддерживающими тело на поверхности воды. Индивидуальные занятия, как и групповые, могут проводиться в виде прогулки с тренировкой отдельных моментов — равновесие, координация движений, прикладных навыков с постепенным увеличением расстояния и времени.

Группы формируются из 4 — 5 детей по возможности с однородными двигательными дефектами. Групповые занятия, так же как и утреннюю гимнастику, желательно проводить на свежем воздухе. Схема групповых занятий включает:

  1. упражнения на расслабление мышц и на подавление содружественных движений;
  2. упражнения в облегченных условиях;
  3. активные движения, направленные на восстановление амплитуды и разного характера движений (маховые, качательные и пр.);
  4. упражнения на координацию движений, воспитание мышечного чувства, пространственных представлений, произвольного торможения гиперкинезов;
  5. малоподвижные и подвижные игры.

 

При пирамидной недостаточности рекомендуются в основном упражнения 1-й, 2-й, 3-й и 5-й групп; при преимущественно подкорковых и мозжечковых расстройствах — 1-й, 4-й и 5-й групп.

Во всех занятиях при пирамидной недостаточности или при подкорковых нарушениях рекомендуется чаще давать упражнения на расслабление в чередовании с другими группами упражнений, с введением элементов аутогенной тренировки. Для развития координации движений желательно проводить занятия с музыкальным сопровождением и включением элементов ритмической гимнастики на выделение характера движений (плавно, резко и пр.).

В 3-ю группу включаются дети, не имеющие серьезных двигательных нарушений: недостаточность координации движений, нарушения осанки, быстрая утомляемость и особенности в поведении, свойственные всем группам больных. Для полноценной их реабилитации желательно, чтобы они получили лечение в поликлинике или в местном санатории сроком в 1.5—2 месяца с применением оздоровительно-прикладного реабилитационного режима. Основные задачи ЛФК — закаливание с постепенным увеличением физической и эмоциональной нагрузки, воспитание коллективных действий и закрепление двигательных навыков. При наличии головных болей, чрезмерной возбудимости рекомендуется, наряду с другими компонентами комплексного лечения, применять приемы точечного массажа. При проведении занятий надо обращать внимание на постановку правильной осанки, постановку дыхания и улучшение координации движений и работоспособности. Из числа оздоровительных мероприятий рекомендуется максимально возможное пребывание на свежем воздухе (длительный дневной сон, проведение утренней гимнастики, групповых занятий, прогулок и походов).

Группы для занятий формируются из 6 — 8 человек. Групповые занятия проводятся 2 — 3 раза в неделю по 30 — 40 мин с включением строевых упражнений, гимнастических, бега, прыжков, лазания; зимой — лыжи, финские сани, игры, разные по степени нагрузки, в том числе и спортивные по упрощенным правилам (баскетбол, волейбол, городки, теннис), элементы ритмической гимнастики, танцы. Немаловажное значение имеет организация коллективных действий с участием самих детей — выбор физкультурного организатора, капитанов команд, судей и пр.

Если имеется бассейн, то желательно за счет сокращения числа групповых занятий проводить упражнения в бассейне 1—2 раза в неделю из расчета 10—12 занятий на курс. Рекомендуется независимо от степени подготовленности (умения плавать) ограничиться постановкой дыхания и умением держаться на воде, с включением игровых заданий. Занятия могут проводиться только при наличии строгой дисциплины. Противопоказания: кожные заболевания, эпилептические припадки, выраженный энурез. Все занятия во всех группах проводятся под контролем врача с соблюдением последовательности увеличения физической нагрузки и регуляции эмоционального настроя. Особенно это касается ограничений соревновательного метода. В играх, эстафетах ведущим является точность, а не скорость исполнения.

Противопоказания: простудные и другие заболевания с повышенной температурой. При наличии частых эпилептических припадков рекомендуется проводить только индивидуальные занятия с приведенными ниже ограничениями. В раннем восстановительном периоде индивидуально проводятся частичные ограничения в дозировании нагрузки и в упражнениях с повышенной гипервентиляцией.

В начале и в конце курса лечения в поликлинике и в санатории проводится осмотр с выявлением антропометрических данных (рост, масса тела, дыхательный размах, спирометрия, динамометрия).

Если вам понравилась статья поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:



Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Обновлено 02.04.2013 20:59
 

Опрос

Как Вы укрепляете иммунитет своего ребенка?
 

Сейчас на сайте

Сейчас 1491 гостей онлайн
Secured by Siteground Web Hosting